#гипноз #летаргический #каталептический #сомнамбулический #состояние #глубина

Гипноз — это состояние особого, неполного сна у человека, возникающее под влиянием словесного внушения гипнотизера. Согласно учению И. П. Павлова при гипнозе на фоне разлитого торможения коры головного мозга сохраняется изолированный очаг возбуждения («сторожевой пункт») во второй сигнальной системе, благодаря чему сохраняется возможность контакта с гипнотизером (раппорт). При этих условиях внушение обладает значительно большей силой, чем сделанное в бодрствующем состоянии. Эти особенности гипноза позволяют использовать его для лечения различных нервно-психических нарушений, а в отдельных случаях для обезболивания (операция, роды).
При гипнотизации нам приходилось сталкиваться с различными типами гипноза. В основном известны три гипнотических состояния, так называемые летаргический, каталептический и сомнамбулический типы гипноза.
Летаргический тип гипноза характеризуется тем, что при погружении в ту или иную глубину гипнотического состояния тело человека расслабляется все больше и больше. Если в малом гипнозе летаргического типа поднять руку испытуемого вверх, то вы чувствуете тяжесть в поднятой конечности, если внезапно отнять свою поддерживающую руку, рука загипнотизированного моментально упадет вниз, словно налитая свинцом. В среднем (по глубине) гипнозе это отяжеление мускулатуры выражено еще больше, а в глубоком — тело испытуемого расслабляется так, что положенное спиной на узкую подставку или спинку стула изгибается настолько, насколько это позволяет костный остов. Так велико расслабление всей мускулатуры тела. Наблюдается феномен (опыт) так называемой летаргической дуги.
При каталептическом гипнозе, наоборот, возникает одеревенение мускулатуры. Тело человека по мере засыпания и углубления гипноза становится все более и более крепким, мышцы человеческого тела напрягаются все больше. Так, например, если поднять руку испытуемого в легком гипнозе вверх, то рука словно застывает в воздухе. Если отнять поддерживающую руку, то можно видеть, как рука испытуемого остается в воздухе, «как палка». В среднем гипнозе можно наблюдать феномен так называемой «восковидной гибкости», когда тёло испытуемого застывает в тех позах (подчас весьма затейливых), которые вы ему придали. И, наконец, в глубоком гипнозе напряжение мускулатуры настолько велико, что положенное ногами на спинку одного стула, а головой на спинку другого, тело человека застывает как «каталептический мост». Этот феномен каталептического моста в старину поражал воображение естествоиспытателей. На грудь такого испытуемого можно было встать, положить большой камень, а человек как ни в чем не бывало продолжал спать. После пробуждения испытуемый ничего не помнил и никаких неприятных ощущений не испытывал. Каталептический тип гипноза ближе всего стоит к гипнозу животных.
В сомнамбулическом гипнозе наблюдается ряд интересных явлений автоматизма. Так, например, если в гипнозе малой глубины вы начнете вращать одной рукой вокруг другой, то это вращение будет продолжаться и тогда, когда экспериментатор отнимет свои руки. В среднем гипнозе этого типа можно наблюдать ряд уже более сложных движений. Так, например, загипнотизированный может спать сидя, стоя. Совершать ряд весьма сложных движений профессионального характера. Может спать с открытыми глазами, отвечать на вопросы не просыпаясь. Чувствительность испытуемого понижена, он резко заторможен, рефлексы снижены. Наконец, в глубоком гипнозе наблюдается феномен снохождения, когда загипнотизированный по внушению гипнолога движется по комнате, совершает ряд весьма сложных движений, напоминая лунатика. Все движения испытуемого гибки, плавны. Он не производит впечатления спящего. Загипнотизированному можно внушать различные иллюзии, галлюцинации (когда испытуемый видит то, чего нет в действительности). Например, что он удит рыбу, сидя на берегу реки, и забрасывает «удочки» в воображаемую воду.
В другом случае пожилому человеку внушают, что ему не 60, а всего 8 лет и он начинает, как маленький ребенок, говорить тонким голосом, строить домики из песка, писать каракули, рисовать картинки и т. д.
Особенно примечательны исследования в сомнамбулическом гипнозе с дачей испытуемому тех или иных несъедобных предметов: мела, ваты, угля, сырого картофеля, но с внушением, что это хлеб, мясо, фрукты. Испытуемый с большим удовольствием начинает поедать эти предметы. Любопытно, как показали лабораторные исследования, проведенные еще в прошлом столетии, что желудочный сок и слюна выделяются у этих людей как в количественном, так и в качественном отношении, как на хлеб и мясо. Словесный раздражитель, исходящий из гипнотизера, оказывается сильнее натурального раздражителя внешнего мира.
Насколько сильно речевое воздействие в гипнозе сомнамбулического типа на различные стороны жизнедеятельности человеческого организма можно показать на многочисленных фактах. Так, например, к руке загипнотизированного, погруженного в глубокий гипноз, гипнотизер прикасается каким-либо холодным предметом (карандашом, монетой, расческой), но внушает, что это раскаленный стержень. «Я Вас обжигаю!» — внушает гипнотизер, и что же? Испытуемый начинает испытывать сильную боль, его лоб покрывается каплями пота, изменяется пульс, дыхание, кровяное давление то подымается, то падает. Создается впечатление, что человек действительно испытывает сильную боль. Представляет интерес то явление, что через некоторое время на месте прикосновения появляется краснота, а далее волдырь, наполняющийся тканевой жидкостью. Слово обожгло (ожог второй степени). Эти исследования были неоднократно проверены и повторены различными экспериментаторами с неизменным успехом. Следует отметить, что этот опыт помог в свое время разоблачить «чудо» Луизы Лотто, заключавшееся в том, что больная истерическим неврозом женщина могла в момент религиозного экстаза, при громадном стечении религиозных фанатиков, путем самовнушения вызывать у себя на коже так называемые «стигматы христовы». У истерички возникал очередной припадок, она билась в судорогах, появлялась пена изо рта, она падала на паперти храма, а затем на коже кистей рук и тыле стоп появлялись кровавые пятна, именно в тех местах, где согласно библейской легенде у Христа были вбиты гвозди при его распятии. Парижская академия наук не могла объяснить тогда этого явления и тем самым «лила воду на мельницу» представителей церкви, которые утверждали, что это — «чудо». Правда, уже и тогда находились врачи и ученые, которые законно спрашивали: «Позвольте, кровавые пятна, «стигматы» появлялись на ладонных поверхностях и тыле стопы у их основания, а ведь гвозди вбивались при распятии преступников в Древнем Риме значительно ниже, чего Луиза Лотто, простая крестьянская девушка, не знала». Теперь загадка «стигматов христовых» уже давно перестала быть таковой. Впервые о них заговорили церковники в 1224 г., когда стигматы появились у «святого» Франциска Ассизского; затем эти явления приобретают широкий размах: в XIII в. —31 случай, в XIV в.— 22, в XV в. — 25. Всего церковь признала 321 случай. Объявленных святыми и блаженными среди стигматов насчитывается 61 человек.
Интересно отметить, что среди испытуемых сомнамбулического типа можно было наблюдать и ряд других людей. Так, например, по руке загипнотизированного ударяют свернутой в трубку газетной бумагой с внушением, что это «удар палкой». Испытуемый вскрикивает от боли, а затем на месте «удара» возникает линейный синяк, как от действительного ушиба палкой. В другом случае рука испытуемого сомнамбулы была опущена в пустую банку, но с внушением, что она помещена в банку со льдом, и человек чувствует нестерпимую леденящую боль. Вскоре, как описывает профессор А. И. Картамышев, возникало отморожение кончиков пальцев I—II степени.
В наше время многие ошибочно переоценивают возможности «гипнотизера». Существует ложное суждение, что «гипнотизер» — это какой-то особенный человек, якобы наделенный от рождения «особыми свойствами», «врожденными способностями», силой воли и обязательно особыми глазами. В настоящее время «Гипнотизером» может быть любой человек, независимо от своей профессии, происхождения, условий жизни. Нужно лишь обладать теоретическими и практическими знаниями, надлежащим опытом и техникой. Никаких «особых свойств и глаз» не нужно. Легенды о «сильных гипнотизерах» и исключительных личностях культивировались различными «гипнотизерами»-профессионалами и представителями религиозного культа, а также знахарями и шарлатанами, делавшими, из чудесных проявлений гипноза источник развлечений и наживы.
Гипноз в животном мире :
Первые сведения о гипнозе животных относятся к 1636 г. В своих работах ряд ученых, в частности Швентер, описали опыт, заключавшийся в том, что перед клювом связанной курицы проводилась меловая черта, приводившая ее моментально в состояние полного оцепенения. Швентер объяснял это состояние животных страхом. Но эта работа вскоре была забыта. В 1870 г. известный чешский физиолог Чермак серией экспериментов на птицах доказал, что явления оцепенения (каталепсия) возникают и без проведения меловой черты. Можно, например, вызывать эти же явления путем фиксирования их взгляда на каком-либо предмете, вследствие чего они впадают в своеобразный «нервный сон».
В России в середине XIX столетия гипнозом животных очень много занимался, как уже говорилось, украинский физиолог В. Я. Данилевский.
В своих опытах В. Я. Данилевский показал, что приведенное в состояние гипноза животное может находиться в нем в течение многих минут и даже часов. Осторожными движениями такое животное можно переводить из одного состояния в другое, без малейшего сопротивления с его стороны. Было показано, что резко снижается или совершенно исчезает не только кожная чувствительность, но теряется и чувствительность слизистых оболочек. Такое животное можно резать, обжигать, колоть без малейшей реакции с его стороны. Животное продолжает лежать совершенно неподвижно, как если бы оно ничего не чувствовало. Весьма наглядно эти эксперименты получались на омарах, раках, осьминогах, лягушках, кроликах и птицах. В опыте с осьминогом получали следующее: осьминог, повернутый ротовым отверстием вверх и удерживаемый в таком положении, принимал серую окраску, терял подвижность, переставал присасываться, не реагировал на химические раздражения.
Интересно отметить, что чем чаще повторять у одного и того же животного опыты гипноза, тем лучше они впадает в это состояние и тем меньше сопротивляется экспериментатору-гипнотизеру.
Проведя сотни экспериментов над различными животными, В. Я. Данилевский пришел к выводу, что гипноз — это «эмоциональное, сугубо рефлекторное торможение мышления и воли». Он также считал, что в основе гипноза животных лежит эмоция страха.
В 1969 г. вышла в свет книга известного гипнолога Вольтези, который описал многочисленные и интересные эксперименты над крупными млекопитающими животными, такими, как львы, медведи, лисы, крокодилы, обезьяны, в условиях зоопарка. Так, например, садясь внезапно верхом на молодую львицу, он приводил ее в состояние оцепенения. Крокодила подвергал гипнозу тем, что внезапно раскрывал ему пасть, а затем переворачивал на спину. Ученому удавалась также гипнотизация молодых медведей. Быстро, внезапно обездвиженные и перевернутые на спину они подолгу оставались в состоянии гипнотического оцепенения в самых разнообразных формах («восковидная гибкость»). Почесыванием шеи и головы у шимпанзе, запрокидыванием ей головы и другими методами также удавалось и у этого животного получить состояние гипноза. Впавшее в такое состояние животное переворачивали на спину, и обезьяна подолгу оставалась лежащей на спине, с раскинутыми и причудливо растопыренными лапами. При этом веки животного вскоре закрывались. Зрачки слабо реагировали на свет.
Характерно в этих состояниях именно то, что животные совершенно не реагируют ни на какие самые сильные внешние раздражители, такие, как стук, огонь, уколы иглой и т. п.
Весьма интересным способом гипнотизации обезьян является следующий испытанный нами на шимпанзе и макаках метод. Обычно пугливые и подвижные животные при пристальном человеческом взгляде забиваются в угол клетки. Экспериментатор медленно надвигается на животное, не делая резких движений, а в дальнейшем плавными движениями рук сверху вниз (от головы к ногам) производит своеобразные «пассы», ничем не отличающиеся от тех, которые применяются во время гипнотизации человека. В это время он продолжает фиксировать глаза обезьяны своим пристальным взглядом. Вскоре веки обезьяны начинают смыкаться, взгляд «тускнеет» и животное цепенеет, теряя подвижность. Через некоторое время обезьяна засыпает и остается в таком состоянии длительное время.
Ученые установили, что сильный испуг, внезапный страх или болевое раздражение вызывают у животных своеобразный паралич, шок, двигательное оцепенение.
Известно также, что сильный испуг или внезапный шоковый раздражитель могут ввести и человека в гипноз по «механизму животного организма». Внезапный яркий свет, удар в гонг, ужасающее известие могут вызвать и у человека мгновенный гипноз или нечто подобное, когда он «теряет дар речи», останавливается «как вкопанный», «столбенеет» и т. д.
Прошло свыше трехсот лет, как ученые с огромным интересом изучают гипноз животных, но биологический смысл этого состояния оставался все еще не ясен.
И. П. Павлов первый показал физиологический смысл гипноза у животных, когда уже в 1921 г. писал, что «это есть один из самоохранительных рефлексов задерживающего характера. Перед огромной силой, при встрече с которой для животного нет спасения ни в борьбе ни в бегстве, шанс остается один — именно в неподвижности, или чтобы быть незамеченным, так как движущиеся предметы особенно привлекают к себе внимание, или чтобы суетливыми, беспокойными движениями не вызвать у этой сокрушающей силы агрессивной, нападающей реакции».
В другой своей работе И. П. Павлов говорит уже прямо, что «так называемый гипноз животных есть настоящий гипноз, одна из переходных фаз между бодрым состоянием и сном, есть торможение, сосредотачивающееся главным образом на двигательной области коры» .
Изучение гипноза животных важно потому, что помогает в известной мере приблизиться к анализу механизма гипноза и у человека.