#Кастанеда #путь_воина #дон_Хуан #свобода #жизнь #эзотерика #мистика #сила

Каарлос Сеесар Сальвадоор Араанья Кастанееда родился 25 декабря 1925 (либо 1931, либо 1935), Кахамарка, Перу (либо Майрипоран, Бразилия) - умер 27 апреля 1998 года, Лос-Анджелес, США. Это американский писатель и антрополог, этнограф, мыслитель эзотерической ориентации и мистик, автор 12 томов книг-бестселлеров, разошедшихся тиражом в 28 миллионов экземпляров на 17 языках и посвящённых изложению эзотерического учения о «Пути знания» индейца из племени яки дона Хуана Матуса. Доктор философии по антропологии.
Кастанеда утверждал, что его книги - это феноменологический отчёт, метафорическое и мифологическое описание из области оккультизма и мистицизма.
Карлос Кастанеда, следуя описанному в своих книгах «Пути воина», целенаправленно старался держать в тайне свою жизнь, а также уничтожил большинство личных вещей, записей и фотографий. В результате история его жизни стала объектом многочисленных спекуляций и противоречащих друг другу версий, что осложняет составления точной биографии.
Учение дона Хуана:
Путь знания индейцев яки — это первая книга, написанная Карлосом Кастанедой, давшая начало целой серии (всего 10 произведений). Изданная в 1968 году "Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки" имела большой успех, как впрочем, и все последующие, ставшие бестселлерами.
В книге рассказывается о начальном периоде обучения (с 1960 по 1965 годы) Карлоса Кастанеды у шамана дона Хуана Матуса, индейца из племени яки. Автор постигает под присмотром дона Хуана различные эзотерические практики, с помощью галлюциногенных препаратов открывает для себя новую реальность — выход из тела, полёты, ясновидение и т. д.
С самого начала многие критики ставили под сомнение описываемые Кастанедой фантастические факты, но сторонников это не смущало. Они утверждали, что если даже повествование во многом и является вымыслом автора, то это никак не касается действенности эзотерических практик, описываемых Кастанедой.
Интересно, что книга была написана в качестве магистерской диссертации по антропологии. Это придаёт некоторую сложность при её восприятии из-за специфики научного языка и формы изложения. Большой объём фактического материала с очень подробным описанием практик, дневниковыми заметками некоторым читателям может показаться избыточным.
Популярность произведения Кастанеды во многом объясняется историческим контекстом, в котором оно было издано. Шестидесятые годы — время молодёжных протестных движений — самым известным из которых были хиппи ("дети цветов"), расцвет наркотической субкультуры. Свойственные этому времени ценности во многом коррелируют с учением дона Хуана. Например, обретение состояния изменённого сознания через употребление галлюциногенных средств.
При пристальном рассмотрении, особенно учитывая последующие книги о доне Хуане, читатель видит — что учение дона Хуана очень многопланово — это целый эзотерический мир, живущий по своим законам. Главный акцент ставится не столько на употребление растительных препаратов, дающих возможность перейти в изменённое состояние сознания, сколько на путь человека, стремящегося к знанию. Как говорит дон Хуан: "человек идёт к знанию так же, как он идёт на войну — полностью пробуждённый, полный страха, благоговения и безусловной решимости. Любое отступление от этого правила — роковая ошибка, и тот, кто её совершит, непременно доживёт до дня, когда горько пожалеет об этом".
Философский характер альтернативного восприятия мира, характерный для дона Хуана, постоянно противопоставляется ощущению окружающего, присущему современному городскому человеку, образ которого отражён в Карлосе. Слова дона Хуана: "Слишком сильное сосредоточение на себе порождает ужасную усталость. Человек в такой позиции глух и слеп ко всему остальному. Эта странная усталость мешает ему искать и видеть чудеса, которые во множестве находился вокруг него. Поэтому кроме проблем у него ничего не остаётся". "Все пути одинаковы: они ведут в никуда. Есть ли у этого пути сердце? Если есть, то это хороший путь; если нет, то от него никакого толку. Оба пути ведут в никуда, но у одного есть сердце, а у другого — нет. Один путь делает путешествие по нему радостным: сколько ни странствуешь — ты и твой путь нераздельны. Другой путь заставит тебя проклинать свою жизнь. Один путь даёт тебе силы, другой — уничтожает тебя".
Большой акцент делает дон Хуан на предостережении Карлоса о врагах, которые поджидают того на пути: "У человека есть четыре врага: это страх, ясность, сила и старость. Страх, ясность и сила могут быть побеждены, но не старость. Это самый жестокий враг, которого нельзя победить, можно лишь оттянуть своё поражение".
В дополнение к природным галлюциногенам, которые Карлос на начальном этапе принимает для своего преображения, старый колдун особо подчёркивает важность определённых физических упражнений, таких, как скашивание глаз для изменённого видения или "поступь силы" для безопасного передвижения ночью через пустыню. Результатом обучения явилось полная трансформация личности героя и всего его восприятия действительности.
По мнению Кастанеды, в древнем мире человек обладал знаниями о космическом порядке вещей. Мексиканским шаманам удавалось воплотить этот порядок вещей в то, что сегодня именуется энергетической структурой. Эта структура в своё время получила название "Путь воина". Идя по этому пути, человек не только становился развитым умственно и физически, но и получал доступ к тайному знанию, позволяющему ему управлять своей жизнью.
Путь воина, по мнению Кастанеды — это образ жизни, ориентированный на восприятие и осознание сигналов, которые нам посылает Вселенная. Будучи сложной системой практик, путь воина ориентирован на расширение представлений человека об окружающем мире. Этот путь сложен и труден, идущему по нему суждено претерпеть много страданий. Но если человек решил вступить на путь воина, то он никогда не станет прежним.
Без страха и упрёка. Воин должен быть безупречен. На нем не должно сказываться то, что происходит вокруг. Воин никогда не сердится на себя, он полностью принимает себя во всей своей полноте. Он не опускает ни перед кем голову, и не позволяет никому опустить голову перед собой. Преуспевание на его пути для воина зависит от личной силы, а его сила зависит от персональной безупречности.
Главной ценностью для воина является его свобода. Под ней подразумевается не только свобода от социума, но и свобода от себя самого. Лишь отойдя от зацикленности на самом себе, идущий по пути воина получает возможность исследовать уровни своего внутреннего восприятия. Путь воина — это принесение в жертву ясности во имя неопределённости и свободы. Ведь лишь не будучи в чем-то абсолютно уверенным, можно быть готовым ко всему.
Смерть как новое рождение :
Смерть — это единственное, в чем воин уверен до конца. Путь воина состоит в том, чтобы, осознавая свою преходящесть, ценить жизнь во всех её проявлениях. Идя по пути воина, человек постепенно избавляется от чувства собственной значимости: ведь смерть равняет нас всех. Тем не менее, толтеки не воспринимают смерть как точку, после которой нет возврата. Для идущего по пути воина смерть — это, скорее, новый рубеж, переступив за который, можно продолжить жить в иной форме. Каждому человеку предстоит встреча со смертью. Но исход этой встречи может быть принципиально разный: он предопределяется тем, насколько человек был к ней готов.
Что же касается этой жизни, то путь воина состоит в том, чтобы осознавать, что здесь и сейчас у тебя есть все необходимое для поддержания собственного существования. И если полностью принимать то, что происходит с тобой в течение этой жизни, то итогом её станет не распад, а освобождение и возрождение в ином качестве.
Из куколки — в бабочку :
В соответствии с учением толтеков, человек по своей природе отнюдь не является венцом творения. По своей структуре он эквивалентен кокону, из которого со временем должно вылупиться нечто большее, более совершенное.
Для того, чтобы выйти на иной уровень бытия, человек должен пройти процесс преображения. Для этого ему следует произвести в своём "коконе" ряд трансформаций, итогом которых должны в идеале стать энергетические изменения на структурном уровне самого человека. В результате этих изменений человек после смерти не остаётся куском органики, а трансформируется в энергию в чистом виде. Пожалуй, весь путь воина основан на постепенном приготовлении к этому знаковому по своей природе переходу.
Так или иначе, на сегодняшний день путь воина не имеет ничего общего с религией и верой. Его скорее можно описать как практический способ изменить свою жизнь. По этому пути идут те люди, которым небезразлична их судьба в этом мире. И сегодня пойти по пути воина может позволить себе любой. Исход зависит от того, насколько сильно его намерение и насколько чисто его сердце.
Источником знаний о Пути Воина для Кастанеды был нагуализм.
Наугализм — это магико-религиозное учение центральноамериканского индейского племени тольтеков. Изучение данной практики почти не велось до середины 20-го века, когда в печати появились всемирно известные произведения Карлоса Кастанеды, посвящённые его обучению у индейского шамана Дона Хуана. До этого времени в научной среде господствовали самые общие представления о нагуализме, которые принципиально не выделяли его среди аналогичных верований других народов. Считалось, что основой нагуализма является вера в существование связи между человеком и духом животного-покровителя. Нагуаль — это название такого духа, который призывался индейцем для получения помощи в трудной ситуации. Обретение нагуаля связывалось с определённым обрядом индивидуальной инициации, во время которого индеец достигал трансового состояния с помощью специальных духовных практик и психотропных веществ.
Особое место уделялось важности правильной концентрации внимания, в также осознания иллюзорности и субъективности воспринимаемого мира. Здесь возникают понятия "тоналя" — образ окружающего мира, который преломляется через матрицу человеческого восприятия, и "нагуаля" — реального мира, который только в очень небольшой мере можно познать посредством имеющихся у человека органов чувств. Нагуаль — это реальность, очищенная от субъективной интерпретации, находящаяся вне восприятия.
Взаимодействие тоналя и нагуаля является ключом, с помощью которого человек может трансформироваться, обрести магию в самом широком смысле этого слова. Можно провести некоторую аналогию с западной психологией, если рассматривать тональ — как сознательное, а нагуаль — как бессознательное. Индейцы говорят, что человек живёт в нагуале, а в тонале он только воспринимает, думает и говорит. С другой стороны, нагуаль — это нечто большее, чем бессознательная часть человека, он сродни эфиру, который находится везде и взаимодействует со всем.
Кастанеда выделяет ещё одно принципиальное понятие нагуализма — "точка сборки", которое основывается на следующих постулатах:
Вселенная состоит из скоплений энергетических полей, которые представляют из себя нити света.
Существует единый источник энергетических полей, непостижимых размеров, который индейцы называют Орлом.
Люди, как и вселенная, также состоят из бесконечного числа нитеподобных энергетических полей.
Энергетические поля имеют форму светящегося шара, на котором есть точка особой яркости.
Восприятие возникает, когда поля рядом с данной точкой взаимодействуют с идентичными энергетическими полями вне шара. Эта точка называется "точкой сборки".
Из этого следует тезис о крайней ограниченности человеческого восприятия, которому доступен лишь небольшой объем, окружающий точку сборки, плюс искажаемого огромным грузом понятий, шаблонов, схем, стереотипов и т.п.
Смещение точки сборки является ключевым фактором внутренней трансформации в нагуализме. Этот процесс может произойти либо в результате долгих и постоянных эзотерических практик, либо спонтанно — в результате какого-либо серьёзного психического потрясения, тяжёлого личностного кризиса. Противоположные силы, препятствующие трансформации, фиксирующие точку сборки — страх смерти и эго, проявляющееся в чувстве собственной важности и жалости к себе.
Нужно отметить, что нагуализм наиболее эффективен при его практике в "естественной среде", среди индейцев тольтеков, как это делал Кастанеда. Европейцу самому сложно воспринять философские понятия и связи нагуализма, а тем более практиковать различные техники, в том числе связанные с приёмом психотропных веществ. Но знание основ нагуализма позволяет обогатить внутренний мир, осознать, насколько близки духовные практики различных религий и народов земли. Для практических занятий нагуализмом необходимо провести серьёзную работу по его адаптации для других культур, не связанных с индейцами яки.
Ценность описываемых Карлосом событий и фактов в том, что мы можем взглянуть на них с его точки зрения — современного молодого человека, являющегося продуктом нашего мира. Через его эмоциональные переживания, катарсис, читатель знакомится с живыми знаниями и практиками индейцев, а не с сухими антропологическими выводами учёных, которые сами никогда не погружались в предмет своего исследования.
Кем же был сам Карлос Кастанеда?
Его смело можно причислить к одной из загадок двадцатого века, так как фактически подтверждённых сведений о жизни этого человека очень мало. Достоверно о нем известно только то, что он — автор десяти книг-бестселлеров и основатель компании "Cleargreen", которая ныне владеет правами на творческое наследие Кастанеды. Всё остальное — не более чем предположения, если не сказать — домыслы.
Кастанеда родился в 1925 году — по некоторым сведениям в Бразилии, по другим — в Перу. В 1951 году он иммигрировал в США. Есть сведения, что здесь он подрабатывал таксистом, писал стихи, изучал живопись, торговал в магазине спиртным. В 1960 году произошло событие, коренным образом изменившее жизнь Карлоса Кастанеды. Кастанеда, тогда студент Калифорнийского университета, приехавший в Мексику за "полевыми материалами" для своей дипломной работы, встретил дона Хуана Матуса. Дон Хуан стал духовным учителем Кастанеды и в течение двенадцати лет передавал подопечному сокровенные знания своего племени. Литературно-научные искания Кастанеды были оценены, и в 1973 году К. Кастанеда получил степень доктора философии и стал профессором Калифорнийского университета, защитив там диссертацию по антропологии, почти идентичную его третьей книге "Путешествие в Икстлан" (Journey to Ixtlan, 1972). Скончался Карлос в 1998 году, после кремирования его прах был отправлен в Мексику. Согласно легенде Кастанеда "как бы растворился в воздухе", хотя по более рациональной версии причиной смерти был рак печени.
Работы Карлоса Кастанеды оказали большое влияние на многие эзотерические направления, получившие толчок к активному развитию в конце двадцатого, начале двадцать первого века. Безусловная заслуга Кастанеды в том, что он фактически был первым, кто открыл эзотерику на серьёзном уровне для массового читателя. Стоит отметить, что своеобразный жанр Карлоса Кастанеды — дневниковые записи диалогов ученика с Учителем и применяемых практик — стал весьма популярен и у других авторов, пишущих о магии и пограничных состояниях сознания. Можно привести в качестве примера книгу "Хохот шамана" В. Серкина, действие которой происходит в Магаданской области. Всемирно известный писатель П. Коэльо часто упоминает в своих произведениях Карлоса и дона Хуана. Имена героев книг Кастанеды стали нарицательными, их высказывания постоянно цитируют, введённые Карлосом понятия стали универсальным языком, используемым при диалоге различных эзотерических школ.